В годы войны в НИИ ГВФ были разработаны различные модификации самолета По-2 (до 1944 года – У-2), в том числе модифицированное воздушное судно для доставки топлива для танков и санитарный двухносилочный самолет для перевозки раненых. Одновременно с этим проводились испытания дополнительного оборудования для выполнения По-2 ночных полетов.
По заданию командования Главного управления гражданского воздушного флота при Совнаркоме (ГУ ГВФ) бригада работников НИИ ГВФ в составе Л.И. Израецкого, Н.Н. Грекова и Г.М. Гурова переоборудовала 50 самолетов По-2 в так называемые огнеметы и оснастила их дополнительным ночным оборудованием. Позднее, они разработали документ под названием «Памятка пилоту самолета «ВОМ-1» (воздушного огнемета)». После подготовки пилотов группа в составе 50 самолетов По-2 отправилась на фронт, где действовала по переднему краю противника.
Отдел электрооборудования, в состав которого входили специалисты В.В. Кузнецов, М.В. Фрид, Тольдерберг, Л.П. Яснов, М.М. Елин, Г.М. Гуров и Г.Г. Агапов, разработал и выпустил партию портативных приводных световых маяков и световых посадочных знаков «Т» для приема самолетов в ночное время в районах базирования партизанских отрядов.
Во фронтовых авиагруппах ГВФ было изготовлено дополнительное световое оборудование для ночных полетов 80 По-2. Примечательно, что все оборудование, в том числе генераторы, барометрические приборы и аэронавигационные огни, комплектовались в НИИ ГВФ, а фары – производились в мастерских Института.
По предложению пилота-испытателя Б.К. Кондратьева и инженеров НИИ ГВФ А.М. Тетерюкова и А.Ф. Епишева разработана конструкция и проведены летные испытания сбрасывающихся лыж для взлета колесных самолетов с глубокого снега, которые широко применялись при полетах к партизанам и при взлете после вынужденных посадок. Впоследствии взлётные лыжи успешно прошли испытания на самолетах Як-1, Ил-2, Ил-4 и других типах.
В годы войны специалисты по авиационным двигателям НИИ ГВФ активно работали в интересах военной авиации, в частности дальней авиации, а также занимались внедрением и освоением новых типов авиационных двигателей.
Справочно
По-2 – советский многоцелевой самолет-биплан, один из наиболее массовых в мире. Сконструирован в 1928 году под руководством конструктора Николая Поликарпова. Строился серийно до 1953 года, в общей сложности изготовлено 33 000 машин.
В период Великой Отечественной войны использовался в качестве ночного лёгкого бомбардировщика, корректировщика, разведчика и десантника, а также в интересах санитарной авиации.