ГосНИИ ГА в годы Великой Отечественной войны

3 March 2025

С началом Великой Отечественной войны весь советский народ встал на борьбу с ненавистным врагом – фашистской Германией. С первых дней всем подразделениям гражданской авиации была поставлена задача обеспечить оперативные военные задания командования Главного управления гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), Военно-воздушных сил (ВВС) и Авиации дальнего действия Красной Армии (АДД КА).

Основную группу квалифицированных специалистов НИИ ГВФ (с 1964 года – ГосНИИ ГА) зачислили в кадры АДД. Возглавлял Институт в течение почти всего военного периода ₋ с начала 1942 года и в первые послевоенные годы ₋ генерал-лейтенант авиации И.Ф. Петров, многоопытный военный инженер-пилот и талантливый организатор. Работников НИИ ГВФ задействовали в установке вооружения на гражданских самолетах, ремонте и восстановлении воздушных судов.

В 1941 году НИИ ГВФ был эвакуирован в г. Казань, а в 1943 году снова вернулся обратно в Москву, что привело к утрате существенной части лабораторной базы. Впоследствии ее передали Народному комиссариату авиационной промышленности с целью расширения производства авиатехники.

В первые дни войны в стране возникла срочная необходимость вооружить транспортные самолеты, выполняющие оперативные военные задания, средствами защиты от нападений самолетов врага. Понадобилось разработать систему вооружения для самолетов Ли-2. Конструирование установок вооружений поручили старшему инженеру НИИ ГВФ М.М. Кулику, а изготовление и монтаж оборудования на самолеты выполняла авиарембаза ГВФ при активном участии начальника цеха инженера В.Н. Читаева.

Денежный вклад в Фонд Победы В годы Великой Отечественной войны трудящиеся института каждый год подписывались на Государственные военные займы в сумме, превышающей 200% фонда месячной заработной платы. На строительство эскадрильи самолетов имени 25-й годовщины Красной Армии был внесен первый взнос наличными деньгами на сумму 107 000 рублей.

Группа руководителей НИИ ГВФ после реализацин Госзайма Сидят слева направо: Кузнецов В.В. Палиевский Т. М., Кузнецов С. Е., нач. института Петров И. Ф., Ольшин П. Д. Израецкий Л.И, Горелов Н. Г., Фирсов K.M. Стоят Cлевa направо: рабочий из мастерских, Чернуха A..A., неизвестно, Епишева А.С., Скуридин А.А, Воскресенекая В.П, Плинк Ю.А., Пролиско Н.Я.

В период с 1942 по 1943 годы проведена большая исследовательская работа по буксировке планеров с помощью самолетов ПС-40 и Р-5. Научные работники Института, специализировавшиеся на авиадвигателях, сосредоточили свои усилия на оказании помощи военной авиации, в частности авиации дальнего действия, на внедрении и освоении новых двигателей.

В конце 1941 года ведущими специалистами НИИ ГВФ Н.Ф. Кайдашом, Е.В. Любановским, Ю.П. Блонским, К.К. Папок, Г.М. Петровым при участии Института химической физики Академии наук СССР в лице доктора химических наук А.С. Соколика проведены обширные экспериментальные работы по определению возможности и целесообразности применения впрыска воды как средства подавления, детонации и повышения мощности двигателей. В результате испытаний разработана система впрыска для авиационных двигателей.

Под руководством Ю.П. Блонского был изобретен специальный пиропатрон, обеспечивающий легкий и надежный запуск авиадвигателя М-11 в полевых зимних условиях.

Помимо указанных работ, в НИИ ГВФ продолжалась разработка нового типа двигателя – прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). Позднее, Институт создал конструкцию опытного образца двигателя.

САМОЛЕТ ЛИ-2 С 2 ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-62ИР Конструктор: Б.П. Лисунов В НИИ ГВФ ст. инженер М.М. Кулик разработал систему вооружения самолета Ли-2. Изготовление и монтаж оборудования на самолете выполняла авиарембаза ГВФ под руководством ее начальника И.Я. Елькина и при активном участии начальника цеха инженера Читаева В.Н.

В 1944 году группу M.M. Бондарюка, который ранее руководил мотороиспытательной станцией НИИ ГВФ, передали в авиационную промышленность, где объединили группы, занимавшиеся ПВРД. Таким образом, было положено начало развитию нового типа двигателя в СССР, а сама группа стала ядром большой специализированной организации, создававшей перспективные двигатели.

Большое значение для АДД и ГВФ имело уточнение различных летных и эксплуатационных вопросов, касающихся режимов работы двигателей и повышения дальности полета самолётов. B период войны непрерывно проводились работы по увеличению сроков службы двигателей и агрегатов, установленных на самолетах.

НИИ ГВФ постоянно поддерживал связь с ВВС и АДД, и, кроме подготовки инструктивных материалов по эксплуатации, проводил сборы и тренировки летного и технических составов ВВС, АДД и ГВФ, где прошли обучение около 1 000 человек.

Во время Великой Отечественной войны многие работники НИИ ГВФ принимали непосредственное участие в практической деятельности подразделений гражданской авиации и в частях АДД.

В 1942–1943 годах в НИИ ГВФ изданы различные книги и брошюры объемом 545 печатных листов.

В 1942 году научные работники Института выполнили 34 научно-исследовательских работы, а в 1945 году – уже 54 исследования.

В 1944 году НИИ ГВФ развернул научно-исследовательские работы по послевоенному развитию гражданской авиации и ее подготовке к предстоящей работе в мирных условиях. Начаты исследовательские работы по разработке наставления по летной эксплуатации в ГВФ по эшелонированию самолетов и перспективам развития самолетомоторного парка для ГВФ.

* На основании материалов «Краткий очерк ГосНИИ ГА за 50 лет»

    Институт в годы ВОВ
    Статьи

Разделы

    ГосНИИ ГА
    Поздравления
    Конференции
    Авиационный учебный центр
    Сотрудники
    Генеральный директор
    Институт в годы ВОВ
    Статьи
    Победа 80
    ИКАО
    Международный учебный центр ИКАО по АБ