С началом Великой Отечественной войны было принято решение переоборудовать самолеты гражданской авиации для нужд фронта. И в первую очередь это коснулось самолетов Ли-2.
На всех Ли-2 внедрили систему вооружения, состоявшую из внешней экранированной пулемётной турели на фюзеляже и двух выдвижных пулеметов в бортах фюзеляжа. Установку сконструировали старший инженер НИИ ГВФ М.М. Кулик и инженер В.Н. Читаев на московской авиационной ремонтной базе. Инженеры НИИ ГВФ (М.М. Кулик, М.П. Могилевский, Л.И. Израецкий и В.Л. Читаев) также участвовали в доводке и летных испытаниях самолета. В дальнейшем выпуск всех Ли-2 с вооружением осуществлялся на заводе Министерства авиационной промышленности СССР (МАП) вплоть до окончания войны.
Во время войны коллектив НИИ ГВФ занимался вопросами более эффективного применения самолетов Ли-2 в ночных условиях для выполнения полетов в глубокий тыл противника. Для целей навигации широко применялся радиопеленгаторный узел, разработанный в НИИ ГВФ. Только в одном 1942 году он обеспечил 1 664 вылета Ли-2 в тыл противника (выдано 11 000 пеленгов), а в период с 1942 по 1944 годы – почти 20 000 самолетовылетов Авиации дальнего действия (АДД), Военно-воздушных сил (ВВС) и Гражданского воздушного флота (ГВФ).
Коллектив НИИ ГВФ также разработал пиротехнические средства для обозначения места сбрасывания грузов и боеприпасов партизанам, установку крупнокалиберного пулемёта и бомбардировочного оборудования для самолетов Ли-2, задействованных в интересах АДД.
В годы войны специалисты Института изобрели антиобледенительные устройства и приспособления для затемнения выхлопа Ли-2.
Еще одним новаторским решением специалистов НИИ ГВФ стали взлетно-посадочные устройства для выполнения полетов в зимнее время с необорудованных площадок с глубоким снежным покровом. Безопасная посадка Ли-2 была возможна при толщине снежного покрова до 180 см, а для безопасного взлета – не должна была превышать 35–40 см.
Справочно
Ли-2 – советский поршневой пассажирский и военно-транспортный самолёт средней дальности. Активно использовался практически во всех крупных военных операциях Великой Отечественной войны в качестве ночного бомбардировщика, разведчика, десантного, грузового самолета, а также в интересах санитарной авиации. Строился серийно до 1953 года, в общей сложности изготовлено около 5 000 машин.