1943 год ознаменовался массовой поставкой вооружения СССР от союзников в рамках программы ленд-лиза. Для организации перегонки самолетов из США была оборудована специальная трасса «АлСиб» (воздушная трасса Красноярск – Уэлькаль). Техническое оснащение и обеспечение перелетов, а также внедрение авиационной техники в военные формирования ГВФ и Авиации дальнего действия проходили при активном участии специалистов НИИ ГВФ.
Был задействован не только летный состав института для перегонки импортной авиационной техники в строевые части ВВС. В рамках содействия программы ленд-лиза НИИ ГВФ поручено провести контрольные летные испытания зарубежной авиатехники и подготовить документацию, технические описания и руководства по летной эксплуатации и техническому обслуживанию самолетов и двигателей. Вначале сказывалось отсутствие документации на русском языке, однако в 1944 году она была подготовлена в полном объеме.
Кроме того, двигателисты НИИ ГВФ провели большое количество специальных летных и стендовых испытаний зарубежных двигателей, подготовили руководства по летной и технической эксплуатации, разработали необходимую документацию и технические описания. Одновременно специалисты Института оказывали содействие предприятиям ГВФ по ремонту авиадвигателей, их агрегатов и воздушных винтов.
В этой масштабной работе приняли участие летчики-испытатели О.С. Волынский, А.И. Восканов, А.И. Кокин, А.А. Колосов, В.Г. Левченко, В.И. Шутов; инженеры по самолетам Л.И. Израецкий, М.В. Липатов, В.К. Разуваев и З.Ф. Волович, Ю.М. Зайденберг, Л.И. Рыхликов, Н.А. Уваров, П.Ф. Курков, В.Н. Лысов, М.П. Могилевский, А.Ф. Епишев; двигателисты Г.Г. Фаробин, ГИ. Цедров, Е.А. Иванов и инженеры по спецоборудованию самолетов В.И. Иванов, Й.Я. Колодин, И.П. Жук, Е.Г. Георгиев.
В связи с ростом объемов поставляемой техники специалисты НИИ ГВФ участвовали в обслуживании «АлСиба» и в 1944 году.
Справочно
Авиационная магистраль «АлСиб» (Аляска-Сибирь) первоначально носила наименование «Красноярская воздушная трасса» (КВТ), а с 15 июня 1943 года упоминалась как «Воздушная трасса Красноярск – Уэлькаль». Общая протяженность трассы составляла порядка 6 300 км – от Фэрбенкса (США) до Красноярска и была поделена на пять этапов, где работали пять перегоночных авиаполков. За годы Великой Отечественной войны по трассе «АлСиб» переправлено порядка 8 000 самолётов.
По материалам сайта Военно-исторического журнала Минобороны России https://history.milportal.ru/