» Стандартизация в области ГА

Стандартизация в области ГА

Стандарты, разработанные специалистами отдела метрологии Научного центра по поддержанию летной годности ВС (НЦ ПЛГВС) ФГУП ГосНИИ ГА


В ноябре 2014 г. разработан национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56116-2014 "Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Метрологические риски. Основные положения".
Стандарт направлен на гармонизацию применения Приложения 19  ("Управление безопасностью полетов") к Конвенции о Международной ГА в части, связанной с обеспечением единства измерений при производстве авиационной деятельности на территории РФ. Специалистами метрологической службы ФГУП ГосНИИ ГА впервые поставлена задача разработки методов управления метрологическими рисками негативных ситуаций при производстве авиационной деятельности, введен термин "метрологический риск" и дано его определение. Проведен анализ и обобщение теоретических основ для разработки методов оценки и управления метрологическими рисками, а также определены методические подходы для формирования  принципов менеджмента безопасности авиационной деятельности на основе методологии исчисления метрологических рисков.  
В стандарте приведен предварительный анализ источников возникновения метрологических рисков негативных ситуаций на примере  производства авиационной деятельности. При этом, методический подход к оценке метрологических рисков на основе теории редких событий может быть применен и  на других видах транспорта (помимо воздушного), а также в других (помимо транспорта) отраслях народно-хозяйственной деятельности.
Перспективным является разработка стратегии управления метрологическими рисками с точки зрения обеспечения приемлемого уровня риска в области обеспечения единства измерений при осуществлении авиационной деятельности и развития предложенного методического подхода до уровня практической реализации.
Стандарт разработан впервые; разработка велась в соответствии с Программой разработки национальных стандартов РФ на 2013-14 годы в рамках деятельности Технического комитета по стандартизации "Воздушный транспорт" (ТК 034).
ГОСТ Р 56116-2014 утвержден приказом Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 18.09.2014 г. № 1124-ст с введением в действие на территории Российской Федерации с 01.07.2015 г.


В 2014 г. разработаны два национальных стандарта Российской Федерации:
1) ГОСТ Р 55867-2013 "Воздушный транспорт. Метрологическое обеспечение на воздушном транспорте. Основные положения".
Стандарт является системным; определяет основные положения и устанавливает правила метрологического обеспечения на ВТ, распространяющиеся на  авиационные организации  ВТ. Стандарт может также применяться в отношении метрологического обеспечения авиационной деятельности   государственной авиации.
Стандарт гармонизирован с документом ИКАО -  DOC 9760 АN/967 Руководство по лётной годности, том 1, дополнение В к главе 7 "Содержание Руководства по процедурам организации по ТОиР" (в части, касающейся процедур метрологического обеспечения на ВТ: калибровки, обслуживания и ремонта измерительного оборудования).
При разработке особое внимание было уделено гармонизации стандарта с положениями Федерального закона № 102-ФЗ от 26.06.2008 г. "Об обеспечении единства измерений".

2) ГОСТ Р 55847-2013 "Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Контроль параметров технологического оборудования. Основные положения".
В стандарте установлены общие гармонизированные с международными документами ИКАО DОС 9760 АN/967 Руководство по летной годности, том 1, глава 7.2.9 "Оборудование, материалы" требования к процедурам и критериям отнесения оборудования, применяемого при ТОиР АТ (отечественного и зарубежного производства) к категории технологического оборудования, не подлежащего аттестации по ГОСТ Р 8.568-97 "ГСИ. Аттестация испытательного оборудования". Кроме того, в стандарте регламентированы правила организации работ по контролю параметров стендового технологического оборудования и определен порядок решения вопросов, связанных с его метрологическим обеспечением.
         Оба стандарта разработаны впервые - ранее отсутствовали нормативные документы ранга государственного (национального) стандарта, регламентирующие процедуры организации работ по метрологическому обеспечению на ВТ и контролю параметров технологического оборудования.
         Стандарты разработаны в соответствии с Программой разработки национальных стандартов РФ на 2012-13 гг. в рамках деятельности Технического комитета по стандартизации "Воздушный транспорт" (ТК 034).
ГОСТ Р 55867-2013 и ГОСТ Р 55847-2013 утверждены приказами Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 22.11.2013 г.  № 1939-ст и № 1879-ст соответственно с введением в действие на территории Российской Федерации с 01.01.2015 г.


В 2013 г. разработаны три национальных стандарта Российской Федерации:
1) ГОСТ Р 55255-2012 "Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Организация работ по диагностике технического состояния. Основные положения".
До разработки ГОСТ Р 55255-2012 в РФ отсутствовал нормативный документ, регламентирующий процедуры организации работ по диагностике технического состояния авиационной техники гражданской авиации в эксплуатации, а также обеспечения единства измерений (метрологическое обеспечение) при диагностике. 
2) ГОСТ Р 55253-2012 "Воздушный транспорт. Контроль неразрушающий авиационной техники. Требования к применению, организации и проведению работ".
При разработке особое внимание было уделено гармонизации стандарта с положениями Федерального закона № 102-ФЗ от 26.06.2008 г. "Об обеспечении единства измерений".
ГОСТ Р 55253-2012 предназначен для замены действующего в настоящее время на воздушном транспорте и во многом потерявшего актуальность ОСТ 5430019-83 "Контроль неразрушающий. Порядок применения методов и средств неразрушающего контроля при эксплуатации и ремонте авиационной техники гражданской авиации. Общие положения".
3) ГОСТ Р 55252-2012 "Воздушный транспорт. Контроль неразрушающий авиационной техники. Квалификация и сертификация персонала. Основные положения".
Стандарт  является  модифицированным  по  отношению  к  национальному стандарту Великобритании BS EN 4179:2009 "Аэрокосмическая серия.  Квалификация и утверждение персонала для неразрушающего контроля" (Aerospace series - Qualification and approval personnel for non-destructive testing). Наименование стандарта изменено относительно наименования указанного национального  стандарта Великобритании для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004  (пункт 3.5).
В ГОСТ Р 55252-2012 установлены общие гармонизированные с Европейскими стандартами (прежде всего, BS EN 4179:2009) требования к процедурам подготовки, аттестации и сертификации специалистов по неразрушающим методам контроля элементов конструкций гражданских воздушных судов.
Стандарты разработаны в соответствии с Программой разработки национальных стандартов РФ на 2011-12 гг. в рамках деятельности Технического комитета по стандартизации ТК-034 "Воздушный транспорт".
Все три названных стандарта отдельными приказами Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) с 01 июля 2013 г. вводятся в действие на территории Российской Федерации.


В 2012 г. разработан национальный стандарт - ГОСТ Р 54580-2011 "Воздушный транспорт. Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения", который с 01 июня 2012 г. вводится в действие на территории Российской Федерации. Стандарт разработан в соответствии с Программой национальной стандартизации РФ и в рамках деятельности Технического комитета по стандартизации ТК-034 "Воздушный транспорт" и во исполнение Распоряжения Росавиации от 28.09.2008 г. №1 15-БЕ-р, согласно которому на ГосНИИ ГА возложено осуществление научно-методического руководства работами по контролю массы воздушных судов в гражданской авиации РФ. Применение ГОСТ Р 54580-2011 обеспечит гармонизацию с документом ИКАО "Руководство  по летной годности" DOC 9760 AN/967 (том 1, дополнение  С к главе 5 "Инструктивный материал по контролю массы воздушного судна").